Счетчики

Rambler's Top100



хостинг от .masterhost
Главная arrow Новости arrow Факторы риска в психическом развитии ребенка
Время Я
Факторы риска в психическом развитии ребенка Печать E-mail
Автор psystatus   
01.06.2013 г.
Почему у ребенка, которого вы оцениваете, имеется именно такая констелляция психиатрических проблем?

Почему у ребенка, которого вы оцениваете, имеется именно такая констелляция психиатрических проблем? Несмотря на то, что мир полон людей, которые думают, что они действительно знают настоящую причину конкретных психических расстройств у детей (это пищевая аллергия, отсутствие дисциплины, плохие гены, педагогическая запущенность, повреждение гипоталамуса, неразрешившиеся конфликты младенчества и т.д.), с научной точки зрения установление единственной причины детского психического расстройства редко бывает оправдано.

Этому есть исключения. Так, можно обоснованно полагать, что навязчивое кусание себя у детей с синдромом Леша-Найхана (в результате которого больные могут откусить собственные пальцы и сильно поранить свои губы и язык) вызвано специфическим генетическим дефектом, приводящим к полному отсутствию одного из ферментов, участвующих в метаболизме пурина. Похоже, что наличие этой врожденной ошибки метаболизма гарантирует столь характерное поведение, независимо от других генетических и средовых факторов.

При сравнении с этим, большую часть «причин» в детской психиатрии лучше всего рассматривать в качестве факторов риска, которые увеличивают вероятность конкретного расстройства, не гарантируя, что оно возникнет. Так, хотя воздействие высокого уровня конфликта между родителями и является фактором риска для проблем с поведением, у многих детей, подвергшихся воздействию родительского конфликта, проблемы с поведением не развиваются.

Возможно, нам надо объяснять детские психические расстройства на основе конкретных сочетаний или последовательностей факторов риска. Одна из таких схем вводит три вида факторов риска:предрасполагающих, кристаллизующих и поддерживающих факторов. Окно разбито потому, что стекло было особенно тонким и хрупким (предрасполагающие факторы), в него бросили кусочком щебня (кристаллизующий фактор) и никто после того не заменил разбитое стекло (поддерживающий фактор).

Ребенок всегда довольно сильно цеплялся за родителей, у него никогда не было много друзей (предрасполагающие факторы); он отказывается возвращаться в школу после того, как поссорился с другом и пропустил несколько дней из-за простуды (кристаллизующие факторы). Его родители сильно озабочены его страданиями и думают, что за- ставлять его вернуться в школу будет пагубно, но с каждым пропущенным днем ему все труднее вернуться, так как он все больше отстает в учебе, и его прежние товарищи по играм находят себе новых друзей (поддерживающие факторы).

Наличие расстройства может объясняться на следующей основе:

• Предрасполагающие факторы
• Кристаллизующие факторы
• Поддерживающие факторы и за неимением:
• Защитных факторов.

Даже если вы действительно приучите себя думать, основываясь на множестве взаимодействующих причин, вам еще нужно будет помнить, насколько несовершенным является наше ны- нешнее знание. Современное понимание этиологии через сотню лет (или гораздо раньше), возможно, покажется до смешного упрощенным или неверным.

Часто бывает полезно признаться в этом родителям: догматическое заявление, что вы знаете всю истину о причинности может быть принято гораздо хуже, чем гораздо более оправданное утверждение, что вы, вероятно, знаете достаточно для того, чтобы дать некоторые полезные советы по лечению.

Если вы проводите оценку с целью поиска известных факторов риска и спрашиваете о них,вам придется охватить много сфер. Традиционное внимание к семейным факторам в некоторой степени обоснованно, поскольку семья снабжает нас генами и создает важную часть окружающей среды. Так, семейная история при синдроме Туретта может быть важна в плане генетики, в то же время история родительских разногласий может быть важна в плане окружающей среды,а история психических заболеваний родителей может быть важна и в плане генетических, и в плане средовых последствий.

Большинство детей проживает в трех различных социальных мирах: семье, школе и культуре сверстников. Не ограничивайте ваш интерес к средовым факторам социальным миром семьи – школьные факторы, такие как козел отпущения у учителя, и факторы сверстников, такие как издевательство, могут быть, по меньшей мере, столь же важны.

Спросите также о негативных событиях жизни и хронических социальных проблемах. Физическое и психологическое обследования также могут вскрыть не выявленные ранее факторы рис- ка психиатрических проблем. Например, на основании достаточно полной истории болезни и соответствующего физического обследования можно предположить, что у ребенка имеется расстройство с деменцией, легкий церебральный паралич, сложные припадки или алкогольная фетопатия – и это служит основанием для направления к специалисту для более определенного заключения. Психометрическая оценка может выявить низкий IQ и специфические проблемы с обучением, которые, к сожалению, могли пройти незамеченными в школе.
Последнее обновление ( 01.06.2013 г. )
 
« Пред.   След. »

Опросы

Пользовались ли вы услугами психолога?