Счетчики

Rambler's Top100



хостинг от .masterhost
Главная arrow Новости arrow Психические ресурсы ребенка
Время Я
Психические ресурсы ребенка Печать E-mail
Автор psystatus   
01.06.2013 г.
В чем сильные стороны ребенка?

Если бы вы спрашивали только о симптомах, влиянии и факторах риска, ваше внимание было бы сосредоточено исключительно на негативном, подробно задерживаясь на том, что не в по- рядке у этого ребенка и в этой семье. Очень важно также установить, что у этого ребенка и в этой семье в порядке. Выявление факторов защиты может прояснить, почему у этого ребенка легкое, а не тяжелое расстройство.

Можно также выявить факторы защиты, действующие не у ребенка, направленного к врачу, а у его сиблингов, и это поможет объяснить, почему в этой семье расстройство развилось только у одного ребенка. Значимые факторы защиты включают чувство собственного достоинства, обусловленное какими-то успехами, близкие поддерживаю- щие отношения со взрослым и легкий темперамент. Ваш план лечения должен быть выстроен на сильных сторонах ребенка и семьи (а также на сильных сторонах школы ребенка и более широкой социальной сети). И хотя цель лечения определяется тем, что не в порядке, выбор лечения часто зависит от того, что в порядке.

Вам следует разрабатывать план лечения так, чтобы использовать сильные стороны ребенка, такие как способность заводить друзей или реагировать на похвалу, и сильные стороны родителя, такие как открытость, для попыток применить в семье новые подходы. Если вы будете останавливаться исключительно на негативном в жизни ребенка, он сам и его семья могут уйти с обследования, чувствуя себя эмоционально изничтоженными – и соответственно меньше желая вернуться. Мы живем в обществе, которое обычно за проблемы детей винит родителей.

Если ребенок закатывает истерику в магазине, большинство прохожих будет смотреть на сопровождающего его родителя не сочувственно, а укоризненно. Родители подвергаются обвинениям и часто сами в душе не уверены, виноваты они или нет. С одной стороны, они обычно разделяют общественное мнение, что причина детских проблем – в родителях, и большинство родителей могут установить, что их методы воспитания были во многом далеки от совершенства. С другой стороны, большинство родителей, которых вы принимаете в клинике, чувствуют также, что они ничем не хуже и не лучше других родителей, у которых дети, ка- жется, в полном порядке.

Многие родители боятся, что вы будете судить их и «признаете ви- новными», и могут в ожидании этого обижаться и обороняться. Одна из главных ваших задач – показать, что вы считаете их не дефектными в корне людьми, а личностями, у которых, как и у остальных, есть свои сильные и слабые стороны. Интервью предоставляет множество возмож- ностей отметить положительные вещи, которые делают они и их ребенок, избегая покровительственного тона. Если родители начнут чувствовать, что вы не против них, они значительно вероятнее примут план лечения, который вы рекомендуете, в том числе и предложения об измене- ниях с их стороны.

Если вы объединитесь с ребенком против родителей – а это обычное иску- шение для начинающих – вы, скорее всего, достигнете только того, что удвоите нападки родителей на ребенка и воспрепятствуете повторному посещению клиники семьей. Когда вы встречаете родителей, слабости которых особенно бросаются в глаза, жизненно важно, чтобы вы приложили еще больше усилий, чтобы выявить их сильные стороны. Это не означает, что вы должны закрывать глаза на их затруднения с воспитанием: эти затруднения могут потребовать целенаправленного лечения и даже стать основанием для возбуждения дела об опеке, - но вам необходимо помнить (и ради вашего собственного блага и ради их блага), что у таких родителей, невзирая на собственную душераздирающую историю, есть свои сильные стороны.

Родители, как правило, вкладывают огромное количество сил в воспитание. И хотя успешные родители могут вкладывать больше сил, обычно они также гораздо больше получают от своих детей, поэтому неудачливые родители, может быть, вкладывают больше сил на едини- цу награды, чем успешные! Иногда полезно определить предъявляемую проблему как оборотную сторону медали – ценного достоинства.

Например, упрямый ребенок, наблюдающийся в клинике по поводу вызывающего и деструктивного поведения дома и в школе, может также проявлять впечатляющую решимость преуспеть вопреки неприятностям. Подобным образом, чувствительный ребенок, тер- заемый всевозможными тревогами, может проявлять восхитительное сочувствие и понимание других. Установление любой черты как одновременно и хорошей, и плохой, а не исключитель- но плохой, может в каждом случае сделать ее более удобной для жизни.

Помимо этого, иначе определяется задача терапии: она не в том, чтобы уничтожить черту (что, скорее всего, совер- шенно невозможно), но в том, чтобы уменьшить ее неприятные последствия. Объяснительная модель семьи Мы истолковываем эмоциональные и поведенческие трудности детей в зависимости от нашего культурного и профессионального багажа. В этой книге используется набор объяснительных моделей, выведенных из эмпирически ориентированной детской психиатрии.

Другие специалисты, например социальные работники, педагогические психологи или психотерапевты, могут применять другой набор объяснительных моделей, приводящих к радикально отличным форму- лировкам, даже если они наблюдают того же самого ребенка и семью. Легко забыть, что у коллег из других областей - другие объяснительные модели, и это упущение может сильно затруд- нить общение. То же самое можно сказать по поводу общения между специалистами и семья- ми, поскольку специалисты, полагая, что все правильно мыслящие члены общества придерживаются таких же, как и они, взглядов, хотя и менее проработанных, часто не осознают, что у семей могут быть свои собственные специфические объяснительные модели.

Еще мало что известно о спектре объяснительных моделей, определяющих, как семьи различного социального и культурного происхождения думают об эмоциональных и поведенческих трудностях детей. Тем не менее, ясно, что у членов общества часто имеются сложные объяснительные модели, касающиеся этиологии, феноменологии, патофизиологии, хода развития и лечения, и существенно отличающиеся от тех, которых придерживаются врачи и другие специа- листы. Другими словами, семьи приходят в клинику с ожиданиями, которые могут радикально отличаться от ваших собственных.

Вам не следует пытаться угадать взгляды семьи, основываясь на стереотипном мнении об их социальном классе и культуре; единственный разумный способ выяснить, что они думают, – это задать им открытые вопросы и внимательно выслушать их ответы. После того, как вы спросили семью о предъявляемой жалобе, легко перейти к вопросам о том, как они представляют себе эту проблему, из-за чего, по их мнению, она возникла, и как они думают, ее можно изучать и лечить. Некоторые семьи будут казаться озадаченными и скажут, что они не знают, и что это вам надо сказать им. Но многие скажут вам такие вещи, о которых не легко было бы догадаться.

Например, вы можете узнать, что родители ребенка с плохой сосредоточенностью боятся, что у него опухоль мозга, или думают, что ему необходимо сканирование мозга, или верят, что вы сможете снять симптомы гипнозом. Если бы вы их не спросили, они могли бы вам никогда этого не сказать, уйти разочарованными и никогда не вернуться назад. Стоит также спросить родителей, высказывали ли другие важные люди, включая бабушек и дедушек, друзей, соседей и учителей, твердые убеждения о причинах, обследовании или лечении. Например, мать ребенка может сказать вам, что ее свекровь очень настаивает на том, что проблемы у ребенка появились из-за того, что мать всегда работала и недостаточно времени проводила со своим ребенком.
Последнее обновление ( 01.06.2013 г. )
 
« Пред.   След. »

Опросы

Пользовались ли вы услугами психолога?