Счетчики

Rambler's Top100



хостинг от .masterhost
Главная arrow Новости arrow Психодиагностика ребенка
Время Я
Психодиагностика ребенка Печать E-mail
Автор psystatus   
01.06.2013 г.
Знакомство с объяснительным моделями

Знакомство с объяснительным моделями дает вам возможность изложить в конце исследования свои взгляды наиболее подходящим для людей способом. Вы можете объяснить им, что симптомы совершенно не похожи на те, что бывают при опухоли мозга, что сканирование не изменит лечения и что, хотя вы специально и не обучались гипнозу, даже профессиональный гипнотизер вряд ли сильно поможет в этом случае.

Вы также можете упомянуть, что качество дошкольного учреждения, которое они выбрали для ребенка, не дает оснований для озабоченности, и что нет никакой научной основы для обвинений работающих матерей в гиперактивности при хорошем качестве ухода за ребенком. Вы можете также сказать, что были бы рады дополнительно обсудить это с бабушкой ребенка, если семья захочет. Некоторые семьи держатся за свои объяснительные модели с огромным упорством, но большинство охотно изменят их, если вы не пожалеете времени и представите факты.

Будет очень жаль, если в конце тщательного исследования, на которое семья, возможно, возлагала большие надежды, из-за недостаточного изучения объяснительных моделей семьи и вы, и они останетесь каждый при своем мнении и недовольными друг другом.

НЕСКОЛЬКО СОВЕТОВ КАК ЭТО ДЕЛАТЬ

Какими средствами вы будете пользоваться, чтобы ответить на пять ключевых вопросов и вовлечь семью? Нет таких твердых и быстрых правил, которые бы подошли всем клиникам, всем клиницистам, всем семьям и ко всем предъявляемым жалобам. Здесь особенно может помочь руководство хорошего клинициста. Может быть очень поучительно поприсутствовать на ряде оценок, которые проводят старшие коллеги. Остальная часть этой главы занята разными предложениями «как это делать», которые в большей степени ориентиры, чем жесткие рецепты. Как это: собирать историю болезни у родителей? Будучи подготовленным клиническим интервьюером, вы не должны быть всего лишь говорящим опросником.

Если вам нужны только ответы родителей на фиксированный набор заранее подготовленных вопросов, им гораздо легче и быстрее будет заполнить опросник, разве что если они плохо читают. Один из способов интервьюирования, известный как «полностью структурированное» интервью или интервью «на основе респондента», не достигает чего-либо большего, чем устно предъявляемый опросник.

Формулировка вопросов подготовлена заранее, способ расспрашивания – «закрытый», требующий ограниченного набора возможных ответов: часто это ответы «да – нет» или же оценка частоты, длительности или тяжести. Опросники и полностью структурированные интервью широко используют в качестве исследовательских и клинических инструментов, т.к. их предъявление отличается быстротой, легкостью, дешевиз- ной и стандартизованной манерой. Их основное ограничение в том, что ответы родителей иногда больше говорят об их мнениях (или о непонимании используемых терминов), чем о ребенке.

Другой способ интервьюирования, известный как «полуструктурированное» интервью или ин- тервью «на основе интервьюера», может помочь вам перейти от родительских взглядов к наблюдениям, на которых они свои взгляды основывают. Ожидается, что интервьюер будет зада- вать любые вопросы, необходимые для того, чтобы извлечь информацию у родителей, нужную интервьюеру для того, чтобы решить, имеется или нет конкретный симптом (или нарушение или фактор риска).

Чтобы сделать это, интервьюеру часто понадобится использовать «открытые» вопросы, которые дают родителям возможность задействовать широкий круг возможных ответов. Как правило, очень полезно получить детальные описания недавних случаев поведения, о котором идет речь. Это может прояснить такой пример. Один из вопросов в опроснике или полностью структури- рованном интервью может быть: «Есть ли у вашего ребенка проблемы со сосредоточением?» Если родитель ответил «Да», вы по-прежнему не будете знать, действительно ли у ребенка объективно плохое сосредоточение или же родители устанавливают нереалистично высокие стандарты (или не поняли вопрос).

При полуструктурированном подходе применяют смесь открытых и закрытых проб, чтобы побудить родителя описать, пользуясь недавними примерами, как долго ребенок может поддерживать конкретную деятельность без переключения с одного дела на другое: играть одному, играть с друзьями, смотреть телевизор, рассматривать книгу и т.п. Затем на основе этих фактов вы сами можете решить, соответствует ли сосредоточение ребенка дома возрастной норме или нет.

Подобные методы можно применять при исследовании раздражительности, боязливости и любой другой заявленной области проблем. Иногда существенно исследовать также, почему родители не озабочены. Например, если учителя сообщают о больших проблемах со сосредоточением, а родители – нет, важно исследовать, действительно ли ребенок достаточно хорошо сосредотачивается вне школы или же у родителей необыкновенно низкие ожидания.

Полуструктурированное интервьюирование - ценная техника, но вам надо быть осторожными, чтобы не переусердствовать в этом, иначе интервью может идти часами! Один из выходов – использовать опросники или полностью структурированное интервью для общего обзора, а затем применить полуструктурированное интервью, чтобы узнать больше деталей о наиболее важных аспектах этого случая. Если вы найдете время получить от родителей описание типичного дня ребенка, возможно вчерашнего, это может стать ярким прожектором, проливающим свет не только на симптомы и вызванные ими нарушения, но и на семейную жизнь, тактику воспитания и выражение чувств.
Последнее обновление ( 01.06.2013 г. )
 
« Пред.

Опросы

Пользовались ли вы услугами психолога?