Счетчики

Rambler's Top100



хостинг от .masterhost
Главная arrow Новости arrow Психологический анамнез ребенка
Время Я
Психологический анамнез ребенка Печать E-mail
Автор psystatus   
01.06.2013 г.
Вот одна из возможных схем сбора истории болезни у родителей.

(1) Предъявляемая жалоба

Когда это началось? Когда последний раз все было в порядке или он этого не делал? Как это проявляется? Как часто? Когда? Всегда старайтесь получить конкретный пример и не принимайте общих утверждений. Что происходит непосредственно перед тем, как это случается? А после? Как вы реагируете? Что в результате? Как это влияет на остальных членов семьи? Почему вы пришли в связи с этим сейчас?

• Обзор других симптомов: эмоций, поведения, внимания и активности, соматических - сна, питания, опорожнения мочевого пузыря и кишечника, болей, тиков.

(2) Текущее функционирование

• Типичные занятия в течение дня: одевание, еда, игры и досуг, укладывание в кровать, сон. Сильно ли это отличается в выходные? Насколько сильно родители заняты ребенком?
• Социальные отношения:
Друзья: Есть ли? Что именно они делают вместе? Ходят ли они друг к другу домой? Как часто? Застенчива? Может соблюдать очередность? Лидер или ведомый? Сексуальность?
Взрослые: Как ребенок ладит с каждым из родителей? С другими людьми, которые за ним смотрят? Что они думают о ребенке? Бывают ли хорошие времена? Когда?
Сиблинги: С кем он/а проводит время? Кого любит? Не любит? Ревнует?

(3) Семейная история

• Построение: Нарисуйте родословную («генограмму»). Узнайте немного подробностей о каждом родственнике, включая медицинские и психиатрические проблемы. У ближайших членов семьи отметьте возраст, род занятий, что они собой представляют.
• Взаимоотношения: Как родители ладят друг с другом? Поддерживают ли они друг друга? Каковы их ожидания по отношению к ребенку? Каково было их собственное детство? Соглашаются ли они по поводу правил и методов дисциплины? Споры? Как ладят между собой дети? Кто с кем близок? У кого чаще всего возникают проблемы? У кого реже всего? Насколько по-разному с ними обращаются?
• Обстоятельства: Жилье. Долги. Изменились ли недавно обстоятельства? Были ли контакты с социальными службами?

(4) Личная история

• Рождение и младенчество: Запланированный и желанный? Каким он/а был/а в младенчестве? Основные вехи развития – были раньше или позже, чем у сиблингов или у младенцев друзей?
• Школы: Имена и даты. Трудности в классе, на игровой площадке или в малой группе? Академическое функционирование: положение в классе, учится ли ниже своих возможностей, получает и должен ли получать специальную помощь? Социальное функционирование: друзья, характер игры.
• Физическое здоровье: Припадки и обмороки, заболевания, госпитализация, обращения к психиатру. Как это: принимать ребенка одного?

Не набрасывайтесь на трудные темы – очевидно, что лучше всего вовлечь ребенка, начав прежде всего с приятных и нейтральных тем или занятий. Равным образом, не старайтесь сделать интервью настолько забавным, чтобы совсем не коснуться трудных тем (хотя вы можете захотеть отложить некоторые трудные темы до второго интервью).

• Дети старше пяти: Вам следует обоим сесть. Часто бывает полезно попросить ребенка на- рисовать что-нибудь. Беседуйте и пользуйтесь прямыми вопросами.
• Дети до пяти: Наблюдайте игру, играйте сами, беседуйте и меньше пользуйтесь прямым расспрашиванием.

Что охватывать?

(1) Это хорошая возможность наблюдать: (1) Активность и внимание. Ребенок вертлявый и беспокойный? Он (или она) все время слезает со стула и бродит вокруг? Его (или ее) трудно побудить упорно продолжать зада- ние? Он (или она) легко отвлекается посторонними стимулами?

(2) Качество социальных взаимодействий. Он (или она) вначале проявляет слишком много или слишком мало беспокойства по поводу того, чтобы пойти с вами? Ребенок интере- суется общением? С ним (или ней) хороший зрительный контакт? Он (или она) говорит с вами или отпускает насчет вас замечания? Он (или она) неуместно дружелюбен, фамильярен или нахален? Какие чувства вызывает у вас общение?

(3) Уровень развития. Примите во внимание сложность речи, мыслей, рисунка и игры. (1) Спросите, что любит ребенок, и обсудите это, что бы то ни было: смотреть или заниматься спортом, беседовать с друзьями, играть в видеоигры, готовить еду или что-нибудь еще. Это поможет вовлечь ребенка и покажет ему (ей), что вы тоже человек! (2) Вы можете спросить об эмоциональных симптомах. Нередко бывает, что старшие дети испытывают значительную тревогу или страдание, а их родители об этом не знают. Дети редко сами делятся информацией о своих навязчивостях и компульсиях, пока их прямо об этом не спросят – они часто стыдятся признать такие «сумасшедшие» симптомы. Многое из это- го относится и к симптомам посттравматического стрессового расстройства.
(3) Спросите о друзьях, о том, дразнят или издеваются; сведения, полученные от ребенка, мо- гут значительно отличаться от сведений родителей и учителей.
(4) Часто стоит задать общий вопрос о нераскрытых травмах или насилии: «Иногда с детьми случаются мерзкие и страшные вещи, и им трудно рассказать об этом кому-нибудь. Случалось ли когда-нибудь с тобой что-нибудь такое?» Иногда необходимо также спросить о насилии более откровенно.
(5) Как ребенок оценивает свою биографию и текущую жизненную ситуацию? Какой отчет может ребенок дать о проблемах, которые привели к специалисту? В первом интервью вы сможете исследовать лишь несколько тем, но это даст вам возможность лучше почувствовать ребенка. Иногда полезно попросить ребенка описать типичный день в мельчайших де- талях или дать подробный отчет о последнем случае «проблемного поведения». «Что бывает, когда ты ведешь себя плохо? Как реагирует мама, когда ты это делаешь?» Часто можно многое открыть, узнав точку зрения ребенка на такие потенциально важные события жизни, как смерть дяди или дедушки (даже если родители ранее сказали вам, что на ребенка это не повлияло).
(6) Оценка может привести к непосредственной работе с ребенком. Это ваша первая возможность вовлечь ребенка. Интервью, по самой меньшей мере, должно смягчить опасения ребенка о том, что посещение специалиста обязательно должно быть неприятным. Многие дети приходят в клинику с самыми разными пугающими предположениями - иногда потому, что их родители использовали направление в клинику в качестве угрозы. Они, например, могут бояться, что их будут ругать, заберут в учреждение, отдадут под опеку или сделают им больно. Не забывайте объяснять, что будет происходить и смягчайте страхи, где возможно.
Последнее обновление ( 01.06.2013 г. )
 
« Пред.   След. »

Опросы

Пользовались ли вы услугами психолога?